Анатолий Эфрос.



Все о театре =>
На главную =>

"Вбивать на репетиции голой ладонью гвозди"

Анатолий Васильевич Эфрос

Anatoly Efros

( 03.07.1925 года [Харьков] - 13.01.1987 года [Москва])

Сегодня театр может быть всяким: броским, ярким, публицистичным, или наоборот — тихим, аполитичным, лабораторным. Одного не может сегодня наш театр — быть волшебным сновидением, полным печали и надежды одновременно. И дело здесь в том, что просто нет сейчас в сценическом искусстве личности, умеющей плести тончайшее кружево театрального волшебства. Последний из великих мастеров театрального колдовства, выдающийся режиссер Анатолий Васильевич Эфрос покинул сей мир 13 января 1987 года. Ему не исполнилось и 62 лет.


"Режиссер - это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на сцене, управляя при этом большой группой людей"

                    Биография:

Его биография, на первый взгляд, весьма обыденна. Родился Эфрос 3 июля 1925 года в Харькове, в семье служащих авиационного завода. После войны окончил режиссерский факультет ГИТИСа и попал в ЦДТ — Центральный детский театр. Затем работал режиссером в других московских театрах. Поставил несколько фильмов, несколько телевизионных и радиоспектаклей, написал несколько книг-размышлений о себе и своей профессии.

Быстро повзрослевшие дети

Советский человек до времен хрущевской «оттепели» оставался вечным ребенком в семье сурового «отца всех народов». Когда же в середине 50-х годов прошлого века дали людям глоток свободы, страна начала быстро взрослеть. Происходили резкие перемены, в том числе и в отечественном искусстве. Одним из первых эти перемены в театре стал осуществлять Эфрос. Захолустный ЦДТ, хоть и находящийся в самом центре Москвы, буквально на глазах у изумленной публики стал превращаться в самый интересный столичный театр, где одна за другой выходили постановки, остро современные и по форме, и по содержанию: «В добрый час», «Друг мой, Колька», «В поисках радости»… И хотя пьесы Розова и Хмелика рассказывали о выборе подростками жизненного пути и жизненных ценностей, это задевало за живое зрителей всех поколений, ибо, как уже говорилось, вся страна стремительно взрослела, и выбор жизненного пути и жизненных ценностей затрагивал всех без исключения.

Кроме того, если в русском театре предыдущей эпохи нагримированные актеры в натуралистических декорациях неестественными голосами произносили малопонятные публике тексты («совсем как в театре»), то в постановках Эфроса артисты, практически, не размалевывали себя, декорации были минимальны, чтобы не отвлекать зрителей от сюжета и персонажей, а говорили артисты на сцене нормальными голосами с нормальными интонациями. Причем и тогда, и впоследствии Эфрос не особенно заботился — о чем говорят герои пьес. Он показывал — что происходит между ними, какие истинные мотивы (не слова) движут персонажами. Отсюда возникала необыкновенная психологическая глубина эфросовских постановок.

Политика придет к вам сама

Посмотрев на возрожденный детский театр, начальники от искусства решили поручить Эфросу возродить и театр для молодежи. В начале 60-х Эфрос возглавил театр Ленинского комсомола (ныне Ленком). Здесь он поставил несколько спектаклей, сразу сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» Радзинского, впервые серьезно взялся за классику: «Чайку» Чехова и «Мольера» Булгакова… Времена между тем менялись — на смену «оттепели» шли первые «заморозки». Цензура старалась строго отмерять границы дозволенного, хотя театр на таганке и «Современник» вели упорную борьбу за расширение цензурных дозволений. Совсем другая ситуация была у Эфроса — он всячески избегал политических игр, считая политику недостойной театра. Как справедливо заметил в те годы один театральный критик: «Кто-то славословит большевиков, кто-то критикует. А Эфрос большевиков просто не замечает».

Но коммунистические идеологи никому не позволяли держаться вне политики. Аполитичность тоже считалась преступлением. И Эфросу вменили в вину не только аполитичность, но еще и смехотворное обвинение в «искажении классики». Такого человека, разумеется, нельзя было держать во главе идеологического учреждения, каковым считался театр. И Эфроса сослали из главных режиссеров в театр на Малой Бронной — в так называемые «очередные режиссеры».

Классика для классика

Из театра Ленинского комсомола (как когда-то и из ЦДТ) вместе с Эфросом ушли его актеры-единомышленники. Но когда первый же спектакль Эфроса в новом театре — «Три сестры» по Чехову — был запрещен и «пропесочен»… в коммунистических газетах, стало ясно, что режиссер попал в большую немилость. А после того как был запрещен его другой спектакль на Малой Бронной — «Обольститель Колобашкин» по пьесе Радзинского, несколько эфросовских артистов дрогнули и ушли от опального мастера.

В это же время Эфрос получил и свой первый инфаркт. Чтобы не дразнить зверя, Эфрос старался в своих постановках избегать актуальных современных проблем и аллюзий — он обратился к театральной классике: «Ромео и Джульетта», «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Месяц в деревне» Тургенева, «Женитьба» Гоголя… Власть подозрительно сопела, но открытые нападки на Эфроса прекратились. Ставил он изредка и современные пьесы: «Счастливые дни несчастливого человека» Арбузова, «Человек со стороны» Дворецкого, «Эшелон» Рощина… Каждая постановка Эфроса становилась для театральной публики сенсацией, приводила в восторг, порождала подражания у коллег. И, в конце концов, Эфрос был без шума и помпы общепризнан классиком режиссуры.

Еще в опальные времена Эфроса из профессиональной солидарности приглашали на постановки Олег Ефремов в МХАТ и Юрий Любимов в театр на Таганке. Чуть позже, осуществляя на телевидении постановку булгаковского «Мольера», Эфрос пригласит на главную роль Юрия Любимова — история великого французского театрала, затравленного королем и его холуями, была близка и понятна и Эфросу, и Любимову.

Тогда никто и подумать не мог, что отношения двух замечательных режиссеров из творческого содружества перейдут в непримиримую вражду, которая косвенно станет причиной смерти одного из них.

Таганская погибель

В начале 80-х годов Юрий Любимов отказался возвращаться из-за границы в СССР, был объявлен предателем родины и лишен советского гражданства. Театр на Таганке остался без признанного лидера, нужно было успокоить прогрессивную общественность. Эфросу предложили возглавить Таганку. Тем самым, казалось, будет успокоена избалованная и строптивая труппа театра, а также продемонстрирован либерализм власти по отношению к недавно опальному Эфросу. Как всегда, отдаленный от политики, Эфрос предложение принял.

Но тут взбунтовался за рубежом Юрий Любимов — он обвинил Эфроса в шрейкбрехерстве, в забвении корпоративной солидарности, которой сам, дескать, пользовался в трудные времена. Несколько известных актеров Таганки демонстративно покинули труппу театра, когда туда пришел Эфрос.

Перебравшись на Таганку, Эфрос принципиально не взял с собой, практически, никого из прежних актеров-единомышленников, чтобы не вызывать в таганской труппе ненужных опасений и пересудов. И получилось так, что старых соратников он оставил, а новых не приобрел. Правда, с ним охотно сотрудничали ведущие артисты Таганки — Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Алла Демидова. Но очень многие из мира театра Эфроса травили и изводили. И добились даже большего, чем хотели — ненастным январским днем Анатолия Васильевича настиг очередной сердечный приступ.

…Театр не поддается пересказу словами, а театр Эфроса — в особенности. Его спектакли, как и сценические творения других гениев — Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Вахтангова — так и останутся теперь навсегда лишь легендой.





 

Анатолий Васильев. Все о театре. Антонен Арто. Театр жестокости. Театр и его двойник. Киевский театр марионеток. Михаил Яремчук. Дом, который построил Свифт. Вишневый сад. Творческая мастерская Михаила Яремчука. Театральный институт. Театральный университет. Киевский национальный университет театра кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Цитаты о театре. Пьесы. Высокая драматургия. Школа драматического искусства. Театр на Сретенке. Анатолий васильев.Огромное количество ссылок. Константин Сергеевич Станиславский. Работа актера над собой. Работа актера над ролью. Работа над собой в творческом процессе переживания. Михаил чехов. О технике актера. Вышивка крестиком. Творческие сайты. Стихи. Песни. Авторская песня. Авторское исполнение. Сетевые литературные конкурсы. Международный литературный конкурс. Поэтические переводы. Театр. Киевский театр марионеток. Михаил Яремчук. "Вишневый сад". "Дом, который построил Свифт". Творческая мастерская. Горный велосипед в Крыму Киевскмй Национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенко-Карого. Альпинизм. Скалолазание. Подводное плавание. Дайвинг. Велоспорт Украины. Велосипед соревнования. Велосоревнования. Рейтинг спортсменов. Домбайский футбол. Киев. Домбайские связки. Вкусняшки. Рецепты приготовления сладкого. Рецепты приготовления сладких блюд, десертов. Драматургия. Пьесы скачать. Ноты. Аккорды. Стихи. Библиотека. Велогонки Лысогор, Пуща, Дубки. Центр сучасного мистецтва Дах. Владислав Троицкий. Скалолазные маршруты Крыма. Севастополь. Киев. Стихи о Севастополе.



статистика посещений
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz