Мария Осиповна Кнебель. О действенном анализе пьесы и роли.
Мария Осиповна Кнебель (1898 - 1985), актриса, режиссер, педагог. С 1924 во МХАТе.
В 1950 - 68 режиссер (в 1955 - 60 и с 1966 главный режиссер) Центрального детского театра.
Утверждала творческое понимание системы К. С. Станиславского.
Постановки: "В добрый час!" В. С. Розова (1954), "Таланты и поклонники" А. Н. Островского (1969), "Дядюшкин сон" по Ф. М. Достоевскому (1972).
Разработала методику преподавания актерского и режиссерского мастерства.
С 1960 профессор ГИТИСа. Государственная премия СССР (1978).
Среди учеников - Л. Е. Хейфец, А. А. Васильев.
О действенном анализе пьесы и роли
Скачать
В студии Михаила Чехова. Родилась 7 мая 1898 в Москве в семье известного книгоиздателя И.Н.Кнебеля. Свой путь нашла не сразу. Мечтая быть актрисой, отчетливо осознавала ограниченность своих внешних данных, бесспорно сужающих возможный творческий диапазон. Обладая острым аналитическим умом и способностями к математике, Кнебель после окончания школы готовилась на математический факультет, подавляя эмоциональные стремления. Но вместо математики она стала учиться в студии Михаила Чехова. Он обучал своих учеников системе Станиславского. Кнебель вспоминает об этом: «В его занятиях не было последовательности, нужной, наверное, для нашего систематического роста. Но зато через эти занятия я поняла навсегда, что творческая личность педагога – огромная формирующая сила». Чехов самым глубоким образом воспринимал мысли Станиславского, передавая их ученикам, обучая элементам системы, искусству импровизации. Своими учителями в актерском и режиссерском искусстве Кнебель считала Станиславского и Немировича-Данченко.
Художественный театр – Школа Кнебель. После распада чеховской студии, в 1921 Кнебель пришла во Вторую студию Художественного театра. Лучшие роли Кнебель в МХТ – Карпухина в Дядюшкином сне Ф.Достоевского и гувернантка Шарлотта в Вишневом саде А.П.Чехова. Ее актерские работы отличались острой характерностью, подчеркнутым трагикомизмом, ее называли «комиком-буфф». Ею заинтересовался Мейерхольд, пригласив в свой театр. Кнебель прошла мимо этого предложения, хотя вскоре после премьеры Дядюшкиного сна, состоявшейся в 1929, Станиславский снял ее с любимой роли именно за излишнюю буффонаду, и непереносимую им «игру на публику». Вскоре, в связи с болезнью основной исполнительницы М.Лилиной, она вновь вернулась на сцену в этой роли, обогащенная тем бесценным опытом органического существования в образе, который дал ей Станиславский в процессе работы. Из-за ограниченных внешних данных в течение многих лет играла роли старух и детей, участвовала в массовках, эпизодах и вводах.
Рождение режиссера и педагога. Не сразу к скромной актрисе «на выходах» пришло понимание своего призвания – быть театральным режиссером, проводить учение Станиславского в живой сценической практике, используя лучшие образцы современной и классической драматургии. Женщин-режиссеров в то время почти не было. Будущую профессию в ней разглядел, по ее признанию, режиссер А.Д.Попов, оценив в хрупкой женщине мужской аналитический ум. В 1935 началась собственно режиссерская деятельность Кнебель в молодом театре-студии им. Ермоловой, возглавляемом режиссером М.Терешковичем. На плечи Кнебель легла важная и ответственная миссия – в ее обязанности входила не только функция сорежиссера, но и задача преподавать ермоловцам систему Станиславского. За 6 лет работы в студии ею были поставлены спектакли: Искусство интриги Э.Скриба (в качестве сорежиссера М.Терешковича, 1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Последние и Дети солнца М.Горького (1937, совместно с Н.Хмелевым), Как вам это понравится У.Шекспира (1940). В своих книгах Кнебель неоднократно подчеркивала свою любовь к горьковской драматургии, сравнивая ее даже с творчеством Шекспира. Но самым любимым автором для нее всегда был А.П.Чехов.
Важнейшими для творчества Кнебель стали годы ее преподавания в последней студии Станиславского, оперной (1936–1938). Станиславский поручил ей преподавать художественное слово. Это было для нее учение и обучение одновременно. Именно в то время система Станиславского обогатилась открытиями, складывался его «метод физических действий». Он делал ставку на молодых актеров и педагогов, среди которых Кнебель стала одной из первых. Она овладевала методом действенного анализа пьесы и роли, впоследствии широко используя его в своей режиссерской практике. «Они воспитали меня как педагога», вспоминала Кнебель о годах, проведенных в студии Станиславского. Станиславский в своих последних исканиях утверждал новый подход актера к роли. Рождался этюдный метод работы. Все эти открытия предстояло развить и систематизировать начинающему режиссеру-педагогу М.И.Кнебель.
Но еще до 1949 Кнебель, уже будучи режиссером МХАТ, продолжала играть во всевозможных утренниках, детских спектаклях, в Синей птице (несколько ролей). В том же году Кнебель последний раз вышла на сцену в роли Шарлотты. В годы эвакуации, входя в состав постановочной группы, она фактически самостоятельно выпустила спектакль Кремлевские куранты (1942) Н.Погодина. Целью постановки было вызвать у зрителя сражающейся страны веру в победу и оптимизм.
В Центральном детском театре. В 1950-е преподавала на режиссерском факультете в ГИТИСе (с 1948) и актерское мастерство в Театральном училище имени Щепкина (с 1940). Покинув стены МХТ, в 1951 стала режиссером, а с 1955 – главным режиссером Центрального детского театра. Началась новая страница ее жизни, связанная с приходом в театр свежих творческих сил, молодых актеров и авторов, особым общественным подъемом того периода. Под ее руководством детский театр расцвел, освободился от многих «пионерских» штампов, повернулся к серьезной классике и новым авторам, прежде всего, драматургии В.Розова, утверждавшей новую гражданскую позицию юного героя, нетерпимого к фальши и мещанству. Кнебель помогла раскрыться в режиссуре будущим выдающимся мастерам – О.Ефремову, А.Эфросу. Ее постановка Горя от ума А.С.Грибоедова отличалась свежестью прочтения классики, освобождения пьесы от рутинных наслоений, поэтичностью многих, найденных для молодых актеров, деталей. Лучшие спектакли Кнебель того периода, по-новому раскрывшие таланты молодых и прославленных артистов – Мертвые души Н.В.Гоголя, Оливер Твист по Ч.Диккенсу, и самый яркий по театральной форме – Конек-Горбунок П.Ершова, выдержанный в народно-поэтическом ключе скоморошьих (см. также СКОМОРОХИ) представлений и буффонады.
Театр Кнебель. Режиссерская позиция Кнебель всегда утверждала театр актерский и авторский. Театр для нее всегда рождается, по ее признанию, «когда …передо мной раскрывается судьба человека во всей неповторимой значимости, когда я вижу актера «с атмосферой» и чудо его преображения в живого человека-героя». Познавшая в годы своего становления различные театральные системы и направления, столь бурно конфликтовавшие в 1920-е, Кнебель пришла к собственной творческой гармонии – человеческому в искусстве, выбранному благодаря глубокому пониманию каждой из театральных истин. Театр Кнебель – это театр тонкой поэтичности и светлой веры в человека, его душу и сердце. По форме ее театр изящен, по содержанию – проникновенен и умудрен. Слова эти относятся к таким ее постановкам, как Иванов А.П.Чехова в московском театре им. А.С.Пушкина (1954), Вишневый сад в Центральном театре Советской Армии (1965) – жизнеутверждающий спектакль о том, что боль потери преходяща, и может дать силы и мудрость человеку стойкой души. Лирическая тема Кнебель здесь выявилась со всей отчетливостью и продолжилась в постановке Талантов и поклонников А.Н.Островского в театре им. В.В.Маяковского (1970), прославляющей театр, «как средоточие всего высокого и чистого, как прекраснейшее место на земле», – писала З.Владимирова.
Ее крупными творческими достижениями стали спектакли 1970-х: Дядюшкин сон Ф.М.Достоевского в том же театре и Тени М.Салтыкова-Щедрина в театре им. К.С.Станиславского. Снова она открыла неожиданно мощный потенциал в прославленных, но невостребованных актерах М.Бабановой и М.Штрауха.
Но главным призванием Кнебель до конца жизни осталась педагогика. Она скрупулезно выращивала творческие души своих воспитанников-студентов ГИТИСА (РАТИ) режиссерского факультета, прививая им то, что ею было получено из первых рук, в живой практике показывая самое ценное, что есть в театре – «жизнь человеческого духа».
Она – автор многих книг мемуарно-теоретического характера: Вся жизнь (1967), Слово в творчестве актера (1970), Поэзия педагогики (1976), О действенном анализе пьесы и роли (1982).
Умерла в Москве 1 июня 1986.
Все о театре. Антонен Арто. Театр жестокости. Театр и его двойник. Киевский театр марионеток. Михаил Яремчук. Дом, который построил Свифт. Вишневый сад. Творческая мастерская Михаила Яремчука. Театральный институт. Театральный университет. Киевский национальный университет театра кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Цитаты о театре. Пьесы. Высокая драматургия. Школа драматического искусства. Театр на Сретенке. Анатолий васильев.Огромное количество ссылок. Константин Сергеевич Станиславский. Работа актера над собой. Работа актера над ролью. Работа над собой в творческом процессе переживания. Михаил чехов. О технике актера. Вышивка крестиком. Творческие сайты. Стихи. Песни. Авторская песня. Авторское исполнение. Сетевые литературные конкурсы. Международный литературный конкурс. Поэтические переводы. Театр. Киевский театр марионеток. Михаил Яремчук. "Вишневый сад". "Дом, который построил Свифт". Творческая мастерская. Горный велосипед в Крыму Киевскмй Национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенко-Карого. Альпинизм. Скалолазание. Подводное плавание. Дайвинг. Велоспорт Украины. Велосипед соревнования. Велосоревнования. Рейтинг спортсменов. Домбайский футбол. Киев. Домбайские связки. Вкусняшки. Рецепты приготовления сладкого. Рецепты приготовления сладких блюд, десертов. Драматургия. Пьесы скачать. Ноты. Аккорды. Стихи. Библиотека. Велогонки Лысогор, Пуща, Дубки. Центр сучасного мистецтва Дах. Владислав Троицкий. Скалолазные маршруты Крыма. Севастополь. Киев. Стихи о Севастополе.